Создание
программ Delphi. 1
Процесс создания Delphi-программы разбивается на две
фазы: фазу конструирования и формы и фазу кодирования.
Разместим на форме два компонента
из панели Standart: метку и кнопку.
Для того чтобы поместить компонент на форму, необходимо выполнить следующие
действия:
1. Выбрать страницу, на которой
находится нужный компонент.
2. Выбрать
компонент, который необходимо разместить в форме, щелкнув по нему мышью.
3. Выполнить щелчок
мышью в проектировщике формы в том месте, где требуется данный компонент
разместить.
Компонент Lаbе1 (метка) предназначен для
размещения различного рода надписей. Выделим надпись цветом и сделаем ее шрифт
более крупным. Для этого необходимо щелкнуть мышью по свойству Font (шрифт) окна инспектора объектов
и открыть в правой части строки диалоговое свойство настройки шрифта. В этом
диалоговом окне можно изменить размер, стиль и цвет шрифта. Надпись на
компоненте в окне формы соответствующим образом изменит свои свойства.
С помощью обрамляющих черных квадратиков можно изменять
размеры компонента. Все видимые компоненты имеют свойства Left (левый), Тор (нижний), Width (ширина), Height (высота),
числовые значения которых определяют положение левого верхнего угла компонента
и его размеры в пикселях. При буксировании компонента или изменении его
размеров мышью эти значения автоматически меняются, и наоборот.
Вставьте компонент «Кнопка».
При щелчке по кнопке мышью в работающей программе возникает
событие OnClick(по щелчку). Чтобы заставить
приложение реагировать на нажатие кнопки, нужно написать на языке Object Pascal фрагмент программы, который
называется обработчиком события. Обработчик события - фрагмент программы,
который выполняется в ответ на определенное изменение программе или в Windows. Этот фрагмент должен
представлять со последовательность операторов языка Object Pascal, оформленных в процедуры. В окне
инспектора объектов на странице Events следует нa событие OnClick и дважды щелкнуть мышью по правой
части строки.
Procedure TForm1.Button1Click(Sender:TObject);
Begin
End;
Процедура имеет составное имя. Оно состоит из имени класса ТForm1
собственно имени процедуры Button1Click. Процедуры могут иметь параметры. Класс в Object Pascal - это дальнейшее развитие
объектного типа Паскаля. Написав обработчик события, мы добавляем еще один метод
к методам, описанным в стандартных классах.
В
тексте процедуры запишем следующий оператор присваивания:
Label1.Caption := 'Нет, только учусь!';
Обращение к свойству
компонента в
программе осуществляется так же,| как обращение к полю или к методу объекта с
помощью составного имени.
Теперь, если запустить программу,
то она будет реагировать на нажатие кнопки. Вместо надписи "Я программирую
на Delphi!" появится собщение "Нет, только учусь!".
Каждый
компонент принадлежит к строго определенному классу, а все конкретные экземпляры компонентов,
вставляемые в форму, получают имя класса с добавленным числовым индексом. По
используемому в Delphi соглашению все имена классов начинаются с буквы Т. Таким образом, имя ТForm1 означает
имя класса, созданного по образцу стандартного класса ТForm. Cтрока ТForm1=class(ТForm1)
определяет
новый класс ТForm1, который порожден от стандартного класса ТForm1. Строка
Form1: ТForm1;
cоздает экземпляр этого класса с
именем ТForm1. Стандартный класс ТForm1 создает пустое Windows-окно, в то время как класс ТForm1 описывает окно c уже вставленными в него
компонентами метка и кнопка. Описание этих компонентов содержат строки
Button1:TButton;
Label1:TLabel:
Компонент
Button1
представляет собой экземпляр стандартного класса TButton, компонент Label1 - экземпляр класса Т Label. Параметр процедуры Sender принадлежит классу ТObject. Он может использоваться для
определения источника события. В нашем примере он никак не используется.
Параметр Sender имеет все обработчики событий.