Дистанционная олимпиада.
1. Рассмотрим пять регионов: Средиземноморье,
Индия, Япония, Центральная Америка, Австралия, и шесть животных: корова, кошка,
лошадь, овца, слон, собака. Какие из этих животных
на каких из этих территорий две тысячи лет назад были домашними? Какие другие
домашние животные имелись к началу нашей эры у народов, обитавших на каждой из
упомянутых территорий? Кратко сформулируйте различные роли, которые может
играть одомашненное животное в хозяйстве человека. Какие животные были «исполнителями»
каждой из этих ролей у разных народов?
2. а) Какие существа могут жить в среде, не содержащей кислорода?
б) Какие очень маленькие животные создают самые грандиозные постройки?
в) Какие насекомые не едят всю свою
взрослую жизнь?
г) Кто дышит хвостом?
д)
Назовите уток, гнездящихся в дуплах
деревьев.
е) Какие птицы преподносят друг другу
подарки?
ж) Какие звери
«вьют» гнезда?
з) Почему
австралийского сумчатого медведя - коалы - нет ни в одном зоопарке
Европы?
и) В стаях каких животных есть вожаки
к) Каким животным где и почему поставлены памятники?
3. Из приведенного
ниже перечня выберите заболевания, которыми человек обычно переболевает лишь
один раз в жизни.
А. 1) Аскаридоз; 2) бронхит; 3) ветряная
оспа; 4) грипп; 5) дифтерит; 6) коклюш; 7) лейшманиоз; 8) парадонтоз;
9) родильная горячка; 10) СПИД; 11) столбняк; 12) туберкулез; 13) холера; 14)
чесотка.
Б. Обоснуйте ответы, данные вами в пункте А.
Какими общими свойствами обладают заболевания, которые могут поражать
человека: многократно (I); однократно (II)?
4. А. Из приведенного ниже перечня выберите растения,
которые люди выращивают: из семян (I); используя другие способы (II) (укажите,
какие именно).
1) Алоэ; 2) ананас; 3) бегония; 4)
гладиолус; 5) женьшень; 6) картофель; 7) крыжовник; 8) кукуруза; 9) лен; 10)
лимон; 11) малина; 12) рожь; 13) слива; 14) смородина; 15) финиковая пальма;
16) хрен.
Б. Объясните, с чем связана предпочтительность того или
иного варианта выращивания разных растений (не только упомянутых в пункте А, но
и других).
5. Биологи выделяют два основных вида симметрии, характерной
для общего плана внешнего строения живых организмов: радиальную (I) и
двустороннюю (II).
а) Какие из этих симметрий можно встретить
в перечисленных ниже типах животных? 1) Губки, 2) Иглокожие, 3)
Кишечнополостные, 4) Кольчатые черви, 5) Круглые черви, 6) Моллюски, 7) Плоские
черви, 8) Хордовые, 9) Членистоногие.
б) В каких типах животных встречаются оба вида симметрии?
Для каждого такого случая приведите по одному-два
примера организмов с разной симметрией.
6. Какие растения встречаются в символике государств.
Перечислите страны и растения.